ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР  
  Дети - наше будущее!   

Развитие нестандартного мышления у дошкольников

ГКУЗ ДТС «Звездочка» МЗ КБР

ДОКЛАД

на медико-педагогическую конференцию по теме:

«Развитие нестандартного мышления у дошкольников»

 

Воспитатель

Емузова Ф.З.

2016 г.

МЫШЛЕНИЕ - это высший психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Это высшая ступень познания человеком действительности.

Проблему происхождения мышления и наличие этого психического процесса у человека пытались объяснить многие известные теории. Одни провозглашали наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врождёнными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий. (Гештальтпсихология). Другие теории рассматривали умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытались объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической теории деятельности. С позиции этой теории мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На её основе были построены известные теории обучения и развития. Проблема развития интеллектуальных способностей актуальна и на современном этапе психологических знаний.

Одна из проблем современных людей – это шаблонность и стандартность мышления . Общество обросло стереотипами, готовыми шаблонами принятия решений и выходов из различных ситуаций. Замечено: чем больше у человека знаний, опыта, тем труднее ему оторваться от укоренившихся стереотипов. Лишь немногие взрослые обладают детским, раскрепощенным мышлением, умением нестандартно подойти к решению каких-либо задач и ситуаций. А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

 

Очень часто случается так, что дисциплинированный отличник во взрослой жизни не достигает особого успеха в делах и в личных взаимоотношениях, тогда как безнадёжный троечник  становится знаменитым, добивается общественного признания.  Нет сомнений в том, что причиной успеха часто является нестандартное мышление личности, позволяющее находить оригинальное решение даже банальных проблем. Люди, обладающие таким качеством, не боятся нового, не отказываются от экспериментов, не избегают риска, однако, действуют не на удачу, а в соответствии с четко продуманным планом. Их стратегическое мышление естественно сочетается с мышлением образным, позволяя охватить вниманием всю ситуацию в целом, оценить ее и сделать определенные выводы. Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

В чем же отличие такого мышления от стандартного? Стандартное предполагает мысли и действия по давно установленным правилам, хождение по давно протоптанным дорожкам, стремление к общепринятым целям. Нестандартное мышление помогает вырваться из привычных рамок, навязанных обществом и долгом. Конечно, здесь не идет речь о нарушении моральных норм (хотя любое даже самое безобидное отступление от норм часто воспринимается окружением в штыки), однако, порой приходится переступать через собственные принципы. В поисках необычного решения важно не переступить грань между нравственным и безнравственным, которая, впрочем, бывает весьма призрачной. Люди с нестандартным мышлением постоянно ищут дополнительные возможности даже при наличии неплохого варианта, ведь вполне могут быть и лучше!

Существуют схожие черты, отличающие детей с нестандартным мышлением от остальной массы:

·        Они не хотят вести себя правильно и не понимают, для чего это нужно.

·        Они поступают по-своему, и то, что принято называть отклоняющимся поведением, является всего лишь иным способом достижения иной цели.

• Их поведение полностью зависит от настроения;

• Они с трудом принимают (либо не принимают совсем) установленные рамки поведения;

• Они бунтуют при давлении на них;

• Они «творят» оригинальные, отличающиеся от большинства творческие работы;

С детства детей учат мыслить строго по определенным шаблонам, не выходя за рамки дозволенного. Школа навязывает определенные стереотипы мышления. И математика и русский язык требуют к себе только шаблонного мышления благодаря выработанным теоремам и правилам. Поэтому учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства, до обучения в школе. Дошкольное детство - это пора жизни, когда совершенствуются и развиваются психические процессы,  такие как  восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности.

У дошкольников шаблонное мышление еще отсутствует. И как раз самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, задействовать по полной программе воображение и фантазию. Нестандартное мышление помогает принимать оригинальные решения, которые приводят к хорошим результатам, помогает детям добиваться успехов в школе, придумывать идеи, создавать какие-то вещи и очень ловко решать проблемы. Базовые навыки нестандартного мышления - это воображение и фантазия. Поэтому очень важно мотивировать ребенка свободно мыслить, провоцировать его на создание новых образов, превращать обычное в необычное. И делать это можно по-разному.

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться.

6. Учить детей восхищаться хорошей фантазией. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:

в дошкольном  возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;
в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
в юности и в зрелые годы - научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов).

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.

Приведу некоторые приемы фантазирования:

1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.  Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"

- Хотел бы уменьшить уроки, а увеличить мое свободное время.
- Хотела бы уменьшить домашние задания.
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

2. Оживший рисунок: все, что вы нарисуете – оживает. Что бы вы нарисовали?

3. Наделение человека фантастическими свойствами, например свойствами птиц, животных.

4. Исключение некоторых качеств человека: не чувствует боли, потерял вес. Что будет с ним?

5. Превращение человека в любой объект: камень, карандаш, цветок ит.п. Это материал для новых сказок.

6. Придумывание сказок с изменением привычных отношений между героями: храбрый заяц, трусливый лев, добрый волк, простодушная лиса.

7. Фантастическое объединение: сочетание свойств или частей двух, трех объектов (рыба и человек – русалка; лошадь и человек - кентавр).

8. Прием «ускорение – замедление»: сутки будут длиться час; времена года 100 лет. Как вы представляете нашу жизнь в таких условиях.

9. Метод Л.Н.Толстого -  гимнастика ума: описать самый обычный предмет  (стол, книгу, подушку, часы)  словами человека, который никогда не видел его раньше и не знает, что это такое и зачем.

10. Свободное фантазирование: придумать фантастическое растение (шоколадный цветок – никогда не отцветает, сколько его не ешь), фантастическое сооружение, вид транспорта.

11. Придумать новый праздник.

12. Волшебное выполнение собственных желаний: в течение часа можете делать с людьми все, что захотите, и хорошее и плохое. Скажи, что бы ты сделал? (Тест на доброжелательность).

Разбойники поймали человека и хотят его убить. Придумайте 10 способов его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

 

 

 

 








 




Конституция РФ Государственная система правовой информации Портал госуслуг Министерство образования и науки РФ bbnnrw1
ГИА Российское образование
Пенсионный фонд РФ Страна молодых. Информационно-справочная система Дети. Персональные данные Министерство образования и науки КБР Единый образовательный портал КБР Республиканский центр непрерывного профессионального развития Автоматизированная система учета достижений учащихся КБР





ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР
Работает на: Amiro CMS