ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР  
  Дети - наше будущее!   

Права ребенка и их соблюдение

ГКУЗ ДТС «Звездочка» МЗ КБР

Доклад

на медико-педагогическую конференцию

по теме:

«Права ребенка и их соблюдение»

Воспитатель

Емузова Ф.З

г.Нальчик - 2014 г.

 

Дети – не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью.

            Януш Корчак   

  В настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства.

 

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

 

      Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. К сожалению не все взрослые знакомы с  нормативными документами, регламентирующими права ребенка. Соответственно они не считают нужным соблюдать его положения применительно к детям и тем более формировать у них представления об их правах.      Из этого следует важность ознакомления взрослых с нормативными документами и раскрытия их значения для развития личности ребенка.

Перечислим их:

·       Декларация  прав ребенка;

·       Конвенция о правах ребенка;

·       Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

·       Семейный кодекс РФ;

·       Уголовный кодекс

·       Федеральный закон «Об образовании в РФ»

·        Устав ДОУ - нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Согласно  этим документам дети имеют право на:

·         на охрану  жизни и здоровья,

·         поддержку семьи, материнства и детства.

·          на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. защиту его от всех форм жестокого обращения,

·         особую заботу и помощь

·         на образование,

·         на игру.

 «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуще­ствлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.

·         на сохранение своей индивидуальности.

 У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность   

Жестокое обращение – что же это такое?  Различают 4 вида жестокого обращения с детьми:

·         физическое насилие

·         сексуальное насилие (развращение)

·         психическое (эмоциональное ) насилие

·         Пренебрежение

Жестоким обращением  считается:

·                  Лишение свободы движения.

·                  Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

·                  Применение физического насилия к ребенку.

·                  Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм)

·                  Угрозы в адрес ребенка.

·                  Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

·                  Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.

·         Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образо­вания, медицинской помощи.

По данным европейских и американских исследований, проявление жестокого обращения растет. Так, в Нидерландах, стране с достаточно высоким жизненным уровнем населения и устоявшимися демократическими традициями получены  следующие данные:

·       35 %  используют телесные наказания,

·       26% - словесные унижения,

·       20 % - сексуальные действия,

·       15% - иные формы насилия.

Факторами риска являются:

·       Неполные или многодетные семьи

·       Алкоголики, наркоманы, заключенные

·       Безработица

·       Финансовые трудности

·       Постоянные супружеские конфликты

·       Статус беженцев, вынужденных переселенцев

·       Низкий уровень культуры, образования.

·                   

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

 

Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). 

 

   Детские организации способны внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности и могут организовать работу в трех направлениях:

- с работниками детских учреждении;

- с родителями;

- с детьми.    

  Проблему прав детей следует рассматривать в двух направлениях:    социально – правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: комфортной атмосферы (Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют), стиля жизни, общения в семье и в детских учреждениях. Плодотворность работы по правовому воспитанию дошкольников определяется в первую очередь направлением работы всего коллектива. В связи с этим можно сделать несколько рекомендаций работникам детских учреждений:

- Уважай ребенка!

- Не навреди! Ищи в ребенке хорошее.

- Не приписывай успех себе, а вину ребенку.

- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

- Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.

- Оценивай поступок, а не личность.

- Давай ребенку ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Взрослые должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

·       Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

·       Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

·       Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

·       Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.

·       Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.

·       Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.

·       Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

·       Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

·       Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

·       Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.

·       Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

В завершении - притча.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

 




 




Конституция РФ Государственная система правовой информации Портал госуслуг Министерство образования и науки РФ bbnnrw1
ГИА Российское образование
Пенсионный фонд РФ Страна молодых. Информационно-справочная система Дети. Персональные данные Министерство образования и науки КБР Единый образовательный портал КБР Республиканский центр непрерывного профессионального развития Автоматизированная система учета достижений учащихся КБР





ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР
Работает на: Amiro CMS