Права ребенка и их соблюдение
ГКУЗ ДТС «Звездочка» МЗ КБР Доклад на медико-педагогическую конференцию по теме: «Права ребенка и их соблюдение» Воспитатель Емузова Ф.З г.Нальчик - Дети – не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью. Януш Корчак В настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей. А что такое правая культура? Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства. «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире: Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. К сожалению не все взрослые знакомы с нормативными документами, регламентирующими права ребенка. Соответственно они не считают нужным соблюдать его положения применительно к детям и тем более формировать у них представления об их правах. Из этого следует важность ознакомления взрослых с нормативными документами и раскрытия их значения для развития личности ребенка. Перечислим их: · Декларация прав ребенка; · Конвенция о правах ребенка; · Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) · Семейный кодекс РФ; · Уголовный кодекс · Федеральный закон «Об образовании в РФ» · Устав ДОУ - нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Согласно этим документам дети имеют право на: · на охрану жизни и здоровья, · поддержку семьи, материнства и детства. · на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. защиту его от всех форм жестокого обращения, · особую заботу и помощь · на образование, · на игру. «Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка. · на сохранение своей индивидуальности. У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность Жестокое обращение – что же это такое? Различают 4 вида жестокого обращения с детьми: · физическое насилие · сексуальное насилие (развращение) · психическое (эмоциональное ) насилие · Пренебрежение Жестоким обращением считается: · Лишение свободы движения. · Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). · Применение физического насилия к ребенку. · Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм) · Угрозы в адрес ребенка. · Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний. · Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами. · Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи. По данным европейских и американских исследований, проявление жестокого обращения растет. Так, в Нидерландах, стране с достаточно высоким жизненным уровнем населения и устоявшимися демократическими традициями получены следующие данные: · 35 % используют телесные наказания, · 26% - словесные унижения, · 20 % - сексуальные действия, · 15% - иные формы насилия. Факторами риска являются: · Неполные или многодетные семьи · Алкоголики, наркоманы, заключенные · Безработица · Финансовые трудности · Постоянные супружеские конфликты · Статус беженцев, вынужденных переселенцев · Низкий уровень культуры, образования. ·
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи). Закон «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56). Детские организации способны внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности и могут организовать работу в трех направлениях: - с работниками детских учреждении; - с родителями; - с детьми. Проблему прав детей следует рассматривать в двух направлениях: социально – правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: комфортной атмосферы (Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют), стиля жизни, общения в семье и в детских учреждениях. Плодотворность работы по правовому воспитанию дошкольников определяется в первую очередь направлением работы всего коллектива. В связи с этим можно сделать несколько рекомендаций работникам детских учреждений: - Уважай ребенка! - Не навреди! Ищи в ребенке хорошее. - Не приписывай успех себе, а вину ребенку. - Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. - Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах. - Оценивай поступок, а не личность. - Давай ребенку ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Взрослые должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает. · Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. · Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. · Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. · Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым. · Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым. · Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе. · Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. · Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. · Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить. · Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться. · Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь. В завершении - притча. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!» |
|||||||||||||||||||||||||
|