ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР  
  Дети - наше будущее!   

Готовность к школьному обучению


ГКУЗ ДТС «Звездочка» МЗ КБР

ДОКЛАД

на медико-педагогическую конференцию

по теме

«Готовность к школьному обучению»

 

 

Воспитатель

Болатова Т.Ш.

 

г. Нальчик

2015 г

 

Поступление в школу – серьезный этап в жизни ребенка. К нему готовятся все: ребенок, родители, педагоги дошкольных учреждений и школы. Готовность к обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, а также к снижению эффективности обучения.

Прежде чем начать разговор о параметрах готовности ребенка к школьному обучению, следует сказать о месте дошкольного образования в системе общего образования Российской Федерации.

Общее образование в Российской федерации реализуется по уровням образования.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  устанавливает следующие уровни общего образования:

1.      Дошкольное образование

2.      Начальное общее образование

3.      Основное общее образование

4.      Среднее общее образование

В федеральном законе «Об образовании в РФ» прописана обязательность  начального общего, основного общего, среднего общего образования, но не прописана обязательность получения дошкольного образования. Вместе с тем, дошкольное образование является первой ступенью в системе общего образования в РФ.

Специфика дошкольного детства  не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры Программы обеспечивают преемственность дошкольного и начального общего образования и предполагают  формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Не так давно  оценка  уровня подготовленности ребенка к школе основывалась на так называемых ЗУНах (знаниях, умениях, навыках). Если ребенок овладел навыками счета, научился писать буквы, знает их или даже умеет читать по слогам, накопил комплекс знаний об окружающем мире и т.д.  считалось, что ребенок полностью готов к обучению в школе.  Каковы же современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки готовности к школьному обучению? Какова социальная характеристика ребенка, готового к обучению в школе?

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и  здоровым. Календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, возбудителям детских инфекций. Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в период ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того, чтобы узнать, произошел такой скачок или нет, можно провести так называемый Филиппинский тест: попросить ребенка правой рукой дотянуться до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников тоже, а вот 4-5-летний ребенок не может этого сделать: руки пока еще слишком коротки.

Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и со способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Должны созреть нервные центры, управляющие тонкой координацией  движений. Именно с этим связано обучение письму. Должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому человеку по внутреннему ощущению времени. Это качество приобретается детьми именно в возрасте 6-7 лет.

Однако готовность к школе не сводится только к физической готовности, необходима также особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов: мотивационного, коммуникативного, эмоционально-волевого, интеллектуального.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? Можно сводить его в школу на экскурсию, на дверь открытых дверей, познакомить с учителями, рассказать о своем любимом педагоге. Желательно показать фотографии, грамоты, связанные со школьными годами родителей, взрослым и детям совместно принять участие в сюжетно-ролевой игре в школу и т.д. Нередко можно встретить детей, которые боятся идти в школу. Чаще всего причиной этого является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь? Одни двойки будешь получать», а это опасно и вредно, особенно по отношению  к робким, неуверенным в себе детям.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно. Успехи налицо, если занятия вызывают непосредственный интерес.

Известный исследователь детской игры Д.Эльконин, когда к нему обращались с просьбой определить, готов ли ребенок к школе, всегда интересовался только одним: как он играет. Если умеет играть – то готов, не умеет – не готов. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности складываются в играх. Решающее значение имеют игры с правилами, где ребенок учится подчиняться правилам; причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, непринужденными. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в изменении самоотношения ребенка – в позиции школьника, проявляющейся в таких важных компонентах учебной деятельности, как контроль, оценка и самооценка. Ориентация на внешнюю оценку, на мнение авторитета, которым в данном случае является учитель, сама по себе не может рассматриваться как отрицательное явление. Однако, если целью учения становятся только оценки, ребенку трудно сохранить внутренний стимул, «познавательную мотивацию», потребность в получении знаний и любознательность. Взрослые должны, с одной стороны, признать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую – игровую деятельность, а с другой создать условия для элементарной учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления: иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Очень важно, чтобы взрослые ориентировались на «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. на то, что ребенок может сделать с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Секрет интереса к учебе - в успехе детей, в их ощущении своего роста, движения вперед: вчера не умел, сегодня научился. Только успех учит ребенка быть целеустремленным.

Очень важна и эмоционально-волевая готовность будущего школьника. Ведь его ждет напряженный труд, ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом. Для этого нужны волевые усилия, способность управлять своим поведением. Самостоятельность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца – эти волевые качества следует вырабатывать заранее. Многообразие видов деятельности ребенка дошкольного возраста – игра, рисование, музицирование, конструирование и т.д. дает детям необходимые знания, умения и навыки, а главное развивает их чувства, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ставит следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, соответственно они являются теми параметрами, которыми может овладеть будущий  школьник:

·        Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

·        Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться  успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

·        Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

·        Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

·        Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь к тем , кто в этом нуждается.

·        Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

·        Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.  Умеет распознавать различные ситуации (условную и реальную, игровую и учебную) и адекватно их оценивать.

·        Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

·        У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

·        Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

·        Проявляет ответственность за начатое дело.

·        Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам (Как? Почему? Зачем?), интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

·        Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

·        Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

·        Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).

·        Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

·        Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему  и противоположному полу.

·        Соблюдает  элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления  о том «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

·        Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 Какими методами  получить достоверную информацию, позволяющую объективно оценить степень готовности ребенка к школе?  В первую очередь речь идет о постепенном смещении акцента с объективного тестового подхода в сторону аутентичной оценки. Тесты направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач и позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предоставляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками . Поэтому подобные тесты широко используются для выявления детей, которые попадают в группу педагогического риска. Основным недостатком такого подхода является то, что искусственные задания часто весьма далеки от повседневной жизни детей, поэтому они не могут в  полной мере отразить реальные возможности дошкольников.

Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников. Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы , то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае сложно переоценить роль педагогов.  В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В заключение следует сказать, что быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.


 




Конституция РФ Государственная система правовой информации Портал госуслуг Министерство образования и науки РФ bbnnrw1
ГИА Российское образование
Пенсионный фонд РФ Страна молодых. Информационно-справочная система Дети. Персональные данные Министерство образования и науки КБР Единый образовательный портал КБР Республиканский центр непрерывного профессионального развития Автоматизированная система учета достижений учащихся КБР





ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Звездочка" Минздрава КБР
Работает на: Amiro CMS